Краеведческий музей,
13.02.2020 13:20
Календарь: 117 лет со дня рождения Георгия Михайловича Бериева
Читайте также:
- Обвиняемый в отравлении 40 человек на ТАНТК им. Г.М. Бериева требует заменить судью, прокурора и следователя (07.02.2020 15:00)
- На 17 млн было куплено алкоголя ТАНТК им. Бериева под видом сувенирной продукции (20.12.2019 16:00)
- 85 лет назад в Таганроге появился авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (01.10.2019 11:10)
Бериев впервые увидел самолет в 1910-х годах, когда Сергей Уточкин, один из первых русских авиаторов и летчиков-испытателей, совершил демонстрационный полет над рекой Курой.
С того самого момента мальчик по-настоящему увлекся авиацией. «Очевидно, это первое впечатление о полете человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе”, – вспоминал позднее Бериев.
Георгий Михайлович родился в многодетной семье грузинских рабочих. В 1923 году окончил Тифлисское железнодорожное техническое училище. Попытка поступить в том же году в Егорьевскую летную школу успехом не увенчалась. Став студентом в 1924 году Тифлисского политехнического института, но не оставляя своей мечты о самолетах, через год переводится на авиационное отделение Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.
После окончания вуза в Морском отделе ЦКБ завода №39 Бериев стал заниматься разработкой морского ближнего разведчика (МБР-2). Гидросамолет, первоначально задумывавшийся как цельнометаллический, из-за объективных сложностей решено было сделать деревянным. Первый испытательный полет в Севастополе в 1932 году прошел без замечаний, и уже через 2 года МБР-2 был передан в серию на завод №31 в Таганроге.
МБР-2(Двигатель M-17). Морской ближний разведчик (гидросамолет). Первый полет с воды - 1932 г (Севастополь).
9 августа 1934 года Правительство решило создать Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения во главе с Бериевым при заводе №31. Вместе с Георгием Михайловичем в Таганрог приехали 40 инженеров и конструкторов. Они и стали ядром новоявленного ЦКБ.
В Таганроге построено 1365 гидросамолетов МБР-2. Этот самолет с 1937 года был главным гидросамолетом советской морской авиации, а гражданские варианты МБР применялись в народном хозяйстве. На такой летающей лодке летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко установили шесть мировых рекордов! И хотя к началу ВОВ самолет устарел, он все равно использовался в качестве ближнего разведчика, ночного и дневного бомбардировщика. Его использовали для спасения экипажей сбитых самолетов.
Вот что говорил Бериев о первом своем изобретении: “Первый самолет – морской ближний разведчик МБР-2, над созданием которого мне пришлось работать, был важным шагом в отечественном гидросамолетостроении и избавил нашу страну от необходимости закупки морских самолетов извне. Создание этого самолета было важным этапом начала организации нашего ОКБ, ставшего советской школой морского самолетостроения”.
После войны серийно строились созданные в ЦКБ Бе-6, Бе-10 и самый крупный для того времени – самолет-амфибия Бе-12. Их создание закрепило за нашей страной приоритет в области гидросамолетостроения.
Бе-12 Противолодочный самолет-амфибия. Впервые самолет поднялся в воздух в г. Таганроге с сухопутного аэродрома в октябре 1960 г.
В последующие годы под руководством Бериева были созданы различные опытные гидросамолеты (МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14) и крылатая ракета П-10.
Георгий Михайлович дважды лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, генерал-майор инженерно-технической службы. Но, как отмечают люди знавшие его лично, он всегда был скромным и отзывчивым человеком.
Г.М. Бериев стоял у истоков уникальной отечественной конструкторской школы гидросамолетостроения. А созданное им когда-то ЦКБ МС трансформировалось в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс и сейчас носит его имя.
Д. Паутова
Ранее мы сообщали, что "русские витязи» продемонстрировали высший пилотаж таганрожцам. 18 мая в Таганроге прошел День открытых дверей на ТАНТК им. Бериева.
С того самого момента мальчик по-настоящему увлекся авиацией. «Очевидно, это первое впечатление о полете человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе”, – вспоминал позднее Бериев.
Георгий Михайлович родился в многодетной семье грузинских рабочих. В 1923 году окончил Тифлисское железнодорожное техническое училище. Попытка поступить в том же году в Егорьевскую летную школу успехом не увенчалась. Став студентом в 1924 году Тифлисского политехнического института, но не оставляя своей мечты о самолетах, через год переводится на авиационное отделение Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.
После окончания вуза в Морском отделе ЦКБ завода №39 Бериев стал заниматься разработкой морского ближнего разведчика (МБР-2). Гидросамолет, первоначально задумывавшийся как цельнометаллический, из-за объективных сложностей решено было сделать деревянным. Первый испытательный полет в Севастополе в 1932 году прошел без замечаний, и уже через 2 года МБР-2 был передан в серию на завод №31 в Таганроге.
МБР-2(Двигатель M-17). Морской ближний разведчик (гидросамолет). Первый полет с воды - 1932 г (Севастополь).
9 августа 1934 года Правительство решило создать Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения во главе с Бериевым при заводе №31. Вместе с Георгием Михайловичем в Таганрог приехали 40 инженеров и конструкторов. Они и стали ядром новоявленного ЦКБ.
В Таганроге построено 1365 гидросамолетов МБР-2. Этот самолет с 1937 года был главным гидросамолетом советской морской авиации, а гражданские варианты МБР применялись в народном хозяйстве. На такой летающей лодке летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко установили шесть мировых рекордов! И хотя к началу ВОВ самолет устарел, он все равно использовался в качестве ближнего разведчика, ночного и дневного бомбардировщика. Его использовали для спасения экипажей сбитых самолетов.
Вот что говорил Бериев о первом своем изобретении: “Первый самолет – морской ближний разведчик МБР-2, над созданием которого мне пришлось работать, был важным шагом в отечественном гидросамолетостроении и избавил нашу страну от необходимости закупки морских самолетов извне. Создание этого самолета было важным этапом начала организации нашего ОКБ, ставшего советской школой морского самолетостроения”.
После войны серийно строились созданные в ЦКБ Бе-6, Бе-10 и самый крупный для того времени – самолет-амфибия Бе-12. Их создание закрепило за нашей страной приоритет в области гидросамолетостроения.
Бе-12 Противолодочный самолет-амфибия. Впервые самолет поднялся в воздух в г. Таганроге с сухопутного аэродрома в октябре 1960 г.
В последующие годы под руководством Бериева были созданы различные опытные гидросамолеты (МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14) и крылатая ракета П-10.
Георгий Михайлович дважды лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, генерал-майор инженерно-технической службы. Но, как отмечают люди знавшие его лично, он всегда был скромным и отзывчивым человеком.
Г.М. Бериев стоял у истоков уникальной отечественной конструкторской школы гидросамолетостроения. А созданное им когда-то ЦКБ МС трансформировалось в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс и сейчас носит его имя.
Д. Паутова
Ранее мы сообщали, что "русские витязи» продемонстрировали высший пилотаж таганрожцам. 18 мая в Таганроге прошел День открытых дверей на ТАНТК им. Бериева.