Таганрог Понедельник, 25 ноября
Общество, 22.10.2016 12:00

ТАНТК имени Бериева отмечает 100-летие авиастроения в Таганроге

30 сентября 1916 года был основан Таганрогский аэропланный завод. В тоже время были заключены первые контракты на строительство самолетов «Лебедь XII», также началась серийная сборка французских самолетов «Вуазен L» и английских «Сопвичей».

Революцию завод пережил без изменений, и только в январе 1920 года предприятие было национализировано и переименовано в Государственный авиационный завод ГАЗ №10 «Лебедь». При этом основным направлением деятельности завода была сборка и ремонт самолетов иностранных конструкций.

В 1924 году в производство запускается самолет- разведчик Р-1, который был сконструирован Николаем Поликарповым. Немного позже начинается выпуск самолета модификации МР-1, который назывался поплавковый, так как мог находится на поверхности воды. В общей сложности на нашем заводе было выпущено свыше 1600 самолетов Р-1 и МР-1.

4 июля 1925 г. принято решение правительства о развитии завода как крупнейшего самолетостроительного предприятия на юге страны. Модернизация завода шла большими темпами, началось строительство новых производственных корпусов, началось строительство гидробазы, производство оснащается новыми станками, машинами, оборудованием, инструментом.

 

В 1927 году предприятие вновь переименовывают, теперь оно гордо носит наименование Завода №31. С этого момента начинается постройка гидробазы. Как только она была оборудована в Таганроге начинают проводить испытания гидросамолетов Игоря Григоровича МУ-2, МР-3, МР-5 (МБР-1), РОМ-1, РОМ-2.

 

В 1930 году на нашем заводе начали «ставить на поплавки»  бомбардировщики Андрея Туполева ТБ-1, серийно строились пассажирские самолеты АНТ-9, многоцелевые самолеты Р-6 и их поплавковый вариант МР-6, самолеты-разведчики Р-5 Поликарпова. По лицензии строятся итальянские гидросамолеты С-62бис (МБР-4). Быстро осваивается производство отечественного самолета-амфибии Шаврова - Ш-2.

 

Новый этап жизни завода начинается с 1 октября 1934 году. В этот день было принято решение организовать при заводе Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. Инженер Георгий Бериев назначается главным конструктором ЦКБ МС.

С этого момента завод приступает к серийному производству летающих лодок МБР-2, выпущенных в 1365 экземплярах и ставших самым массовым советским гидросамолетом. Помимо этого, на заводе собираются опытные образцы самолетов разработанные ЦКБМС Бериева - КОР-1, МБР-5, МДР-5, МБР-7, КОР-2 (Бе-4).

Спустя три месяца, в декабре 1934 г. постановлением ЦИК СССР заводу №31 присвоено имя Георгия Димитрова.

Перед началом второй мировой войны в Таганроге начинается серийный выпуск гидросамолетов Игоря Четверикова МДР-6 (Че-2) и ближних бомбардировщиков Павла Сухого - ББ-1 (Су-2), также начинается массовое строительство истребитель ЛаГГ-3.

Во время войны конструкторское бюро эвакуируют в Омск, а затем в Красноярск, где строятся КОР-2, а авиационный завод №31 из Таганрога эвакуирован в Тбилиси.  Всего в период с 1941 по 1944 год в Таганроге и в Тбилиси в общей сложности было построено 2550 истребителей ЛаГГ-3.

Фашисты сильно разорили завод и после освобождения Таганрога от немецкой оккупации его пришлось восстанавливать практически заново. В тоже время предприятие снова переименовывают, оно получает наименование завод №86. Несмотря на разруху, в цехах завода ведется ремонт боевых самолетов в интересах фронта.

Осенью 1946 г. на заводе №86 было образовано ОКБ-86 НКВД СССР во главе Робертом Бартини, в котором был спроектирован первый отечественный широкофюзеляжный транспортный самолет Т-117.

После освобождения Таганрога на завод возвращаются специалисты морского самолетостроения во главе с Бериевым. 9 февраля 1946 г. конструкторское бюро преобразовано в государственный союзный опытный завод №49 морского самолетостроения.

10 июня 1950 г. завод №86 был переведен в первую категорию серийных заводов. В серийное производство был запущен гидросамолет Бе-6, который строился серийно с 1952 по 1957 гг. Всего было выпущено 123 экземпляра Бе-6.

1 959 к руководству заводом встает Сергей Головин, он провел у штурвала предприятия почти 20 лет. Во время его «правления» были освоены такие самолеты, как Бе-10, Бе-12, Бе-30 и Ту-142. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер многих государственных наград Головин был удостоен звания «Почетный гражданин Таганрога».

В 1958-1961 гг. в Таганроге серийно строился созданный в ОКБ Бериева гидросамолет разведчик-торпедоносец Бе-10 с двумя реактивными двигателями АЛ-7ПБ.

18 октября 1960 года свой первый полет совершил самолет-амфибия Бе-12. Серийно он строился в Таганроге с 1963 по 1973 годов. Всего было построено 142 машины всех модификаций.

В 1968 г. был создан самолет для местных воздушных линий Бе-30 (Бе-32). К сожалению, по политическим мотивам он так и не был запущен в серийное производство. Однако, работы в этом направлении были продолжены, и в 1990-х годах на базе Бе-32 создана его модификация Бе-32К с двигателями ПК6А-65Б.

В начале 1972 года впервые с нашего аэродрома взлетел экспериментальный образец самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Бартини.

25 июля 1975 г. в воздух поднялся первый противолодочный самолет Ту-142М таганрогской постройки. Он строился на заводе до 1994 г. в разных модификациях. На его базе создан самолет-ретранслятор Ту-142МР, который также строился серийно.

В середине 1978 года свой первый полет совершил, разработанный ТАНТК самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 строившийся серийно для Военно-воздушных сил СССР. Сейчас комплекс А-50 состоит на вооружении российских ВВС и постоянно совершенствуется.

В 1986 году таганрогские авиаконструкторы подняли в воздух свой самый большой реактивный самолет-амфибия в мире А-40 «Альбатрос», разработанный по инициативе и под руководством Алексея Константинова.

Спустя 3 года, в декабре 1989 года Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу было присвоено имя Георгия Бериева.

с 1990 года на ТАНТК имени Бериева активно велась разработка легкого многоцелевого самолета амфибии Бе-103, который затем серийно строился на заводе в Комсомольске-на-Амуре.

Знаменитый Бе-200 впервые взлетел 24 сентября 1998 года. До сих пор производство и продажи самолетов-амфибий Бе-200 являются одним из приоритетных направлений деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева.

29 ноября 2007 г. впервые поднялся в воздух самолет дальнего радиолокационного обнаружения ЭИ построенный для ВВС Индии.

Сейчас приоритетным направлением деятельности завода являются работ по созданию модификаций самолета-амфибии Бе-200. Производство самолета перенесено из Иркутска в Таганрог, начато выполнение очередного контракта по строительству Бе-200ЧС для МЧС России, завершена сертификация амфибии по европейским стандартам.

Помимо Бе-200 и Бе-103, на ТАНТК им. Г.М. Бериева ведется проектирование и строительство легкого самолета-амфибии Бе-101, отрабатывается облик перспективных самолетов-амфибий для региональных и местных авиалиний Бе-112 и Бе-114.

В апреле 2011 года предприятие вновь претерпело изменения: ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и ОАО «Таганрогская авиация» объединились в единое предприятие, цель которого - совершенствование и серийный выпуск самолетов-амфибий Бе-200 и специальных авиационных комплексов.

 

Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Календарь  
0
0