Краеведческий музей,
21.02.2020 11:30
Как в Таганроге появился «Старый вокзал», что думали о нем братья Чеховы, и что такое эшоп
Читайте также:
- Домик Чехова, музей, лавка: как писатель оставил след в истории Таганрога (29.01.2020 11:38)
- В Таганроге на переулке Лермонтовском было имение с амбарами и конюшнями (09.10.2019 18:00)
- Здание нынешней почты было одним из самых дорогих в Таганроге (04.10.2019 16:30)
К концу 1860-х годов всем стало очевидно, что дальнейшее экономическое развитие Таганрога невозможно без проведения железной дороги и строительства железнодорожной станции.
Морская перевозка грузов уже не могла покрыть постоянно растущие потребности торговли. Таганрогский купец Яков Поляков, брат железнодорожного магната Самуила Полякова, сыграл решающую роль в появлении в городе железнодорожного сообщения. Идея о строительстве была хорошо воспринята правительством и торгово-промышленными кругами России. Но когда новость дошла до местных жителей и стало известно, что строить дорогу будут заключенные, многие забеспокоились о возможных беспорядках и кражах.
Антон Павлович Чехов писал по этому поводу: «Появились протестанты, которые стали ходить по лавкам и домам с листами и собирали подписи. В этих листах содержалась слезная просьба к начальству о том, чтобы железной дороги к Таганрогу не проводили, так как и без нее жили смирно и тихо, и благополучно. Но если уж она нужна так начальству и Полякову, то пусть не на Таганрог, а на Самбек».
Здание вокзала начало строиться на самой окраине города, неподалеку в степи все еще паслись коровы и другой домашний скот. Выстроенный к 1869 году вокзал и сейчас интересен с архитектурной точки зрения: строение выполнено в «кирпичном» стиле без использования штукатурки, чтобы подчеркнуть естественную красоту облицовочного материала, а кладка походит на вышивку крестом. Вокзал по красоте и размерам превосходил даже столичные. Пространство вокруг Таганрогской подорожной станции конечного типа быстро обросло ремонтными мастерскими, складами, паровозными депо и железнодорожными ветками, отходящими в порт и к металлургическому заводу.
Александр Павлович Чехов так писал о первом поезде, ушедшем от перрона таганрогского вокзала, и о своей поездке в Ростов: «...В один прекрасный день весь вокзал расцветился флагами, обе платформы тоже были украшены флагами и у каждой из них стояло по поезду. Это был торжественный день открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Паровозы были обвиты зеленью и утыканы флажками‹...›. Прозвенели торжественно три звонка. Оба поезда свистнули и тихо отошли в один момент от обеих платформ, направляясь — один в Харьков, а другой в Ростов. Поднимаясь на гору, оба поезда пошли рядышком и пассажиры первого класса обменивались из окна в окно бокалами с шампанским. На вокзале, в теперешней зале третьего класса угощались торжественной трапезой представители города и железной дороги и тоже поднимали бокалы. А на платформах в это время рабочие прозаически убирали флаги и гирлянды. Начиналась прозаическая, обыденная жизнь с обычным «приходом» и «отходом» поездов…
Движение поездов на первое время было очень медленное. Между Таганрогом и Ростовом было всего три станции Морская, Синявская и Донецкая и на каждой из них пассажирский поезд стоял от 15 до 20 минут. Месяца через четыре после открытия отец и я, грешный, совершили «пробы ради» первую поездку. Выехали мы в восемь утра в открытых корытах четвертого класса, а прибыли в Ростов в начале первого и оба были восхищены быстротою. Года через четыре от Таганрога до Москвы было трое с половиной суток езды. Курьерских и пассажирских поездов тогда на Юге не знали. Паровозы были тихоходные».
Привокзальная площадь начала активно обустраиваться. Вокруг появилось множество торговых лавок. Близлежащие кварталы усиленно застраивались домами, началось строительство церкви. К 1912 году вокзальная площадь составляла 32 тыс. кв. м: большая часть была занята корпусом бывших артиллерийских конюшен и местными биржами, парикмахерскими и бакалейными лавками.
Для бедных на привокзальной площади городские власти соорудили столовую, она располагалась в том месте, где сейчас трамвай с улицы Фрунзе сворачивает на Смирновский переулок. Люди их называли эшопами, коверкая английское «a shop» — магазин.
В 1908 году в газете «Приазовский край» так описывали это место: «Вокзальная площадь, это прежде всего притон разврата, пьянства, воровства и ужасающей антисанитарии. Так называемая обжорка, состоящая из длинного ряда столов, покрытых густым слоем грязи, по бокам скамьи».
В дни Октябрьской революции группа белых офицеров завладела зданием вокзала и держала под плотным пулеметным огнем всю привокзальную площадь. Выбить их оттуда никак не удавалось, и тогда машинист Картамышев и кочегар Донченко, прицепив к паровозу вагон с нефтью, направили состав в здание вокзала. Чудовищный грохот взрыва и сильнейший удар испугали юнкеров, заставив их в панике покинуть захваченное здание.
При Советской власти все злачные места с площади были ликвидированы. В 1935 году перед вокзалом поставили памятник В.И. Ленину, но немцы уничтожили его во время оккупации. Привычный же для всех таганрожцев «Паровоз» появился только в 1976 году, тогда же площадь получила свое современное название — «Площадь Восстания». Вокзал же в Таганроге сохранился до сих пор и сейчас используется как пригородный и называется «Старый вокзал» (ст. Таганрог-2).
Кстати, Площадь Восстания является Объектом культурного наследия регионального значения.
Е. Алексеева
Ранее мы сообщали, что в Таганроге спустя 88 лет после своего разрушения снова появилась часовня.В Таганроге, одном из старейших южных городов России, множество исторических памятников. В их число входит часовня на Старом Вокзале, не сохранившаяся, к сожалению, до наших дней.
Морская перевозка грузов уже не могла покрыть постоянно растущие потребности торговли. Таганрогский купец Яков Поляков, брат железнодорожного магната Самуила Полякова, сыграл решающую роль в появлении в городе железнодорожного сообщения. Идея о строительстве была хорошо воспринята правительством и торгово-промышленными кругами России. Но когда новость дошла до местных жителей и стало известно, что строить дорогу будут заключенные, многие забеспокоились о возможных беспорядках и кражах.
Антон Павлович Чехов писал по этому поводу: «Появились протестанты, которые стали ходить по лавкам и домам с листами и собирали подписи. В этих листах содержалась слезная просьба к начальству о том, чтобы железной дороги к Таганрогу не проводили, так как и без нее жили смирно и тихо, и благополучно. Но если уж она нужна так начальству и Полякову, то пусть не на Таганрог, а на Самбек».
Здание вокзала начало строиться на самой окраине города, неподалеку в степи все еще паслись коровы и другой домашний скот. Выстроенный к 1869 году вокзал и сейчас интересен с архитектурной точки зрения: строение выполнено в «кирпичном» стиле без использования штукатурки, чтобы подчеркнуть естественную красоту облицовочного материала, а кладка походит на вышивку крестом. Вокзал по красоте и размерам превосходил даже столичные. Пространство вокруг Таганрогской подорожной станции конечного типа быстро обросло ремонтными мастерскими, складами, паровозными депо и железнодорожными ветками, отходящими в порт и к металлургическому заводу.
Александр Павлович Чехов так писал о первом поезде, ушедшем от перрона таганрогского вокзала, и о своей поездке в Ростов: «...В один прекрасный день весь вокзал расцветился флагами, обе платформы тоже были украшены флагами и у каждой из них стояло по поезду. Это был торжественный день открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Паровозы были обвиты зеленью и утыканы флажками‹...›. Прозвенели торжественно три звонка. Оба поезда свистнули и тихо отошли в один момент от обеих платформ, направляясь — один в Харьков, а другой в Ростов. Поднимаясь на гору, оба поезда пошли рядышком и пассажиры первого класса обменивались из окна в окно бокалами с шампанским. На вокзале, в теперешней зале третьего класса угощались торжественной трапезой представители города и железной дороги и тоже поднимали бокалы. А на платформах в это время рабочие прозаически убирали флаги и гирлянды. Начиналась прозаическая, обыденная жизнь с обычным «приходом» и «отходом» поездов…
Движение поездов на первое время было очень медленное. Между Таганрогом и Ростовом было всего три станции Морская, Синявская и Донецкая и на каждой из них пассажирский поезд стоял от 15 до 20 минут. Месяца через четыре после открытия отец и я, грешный, совершили «пробы ради» первую поездку. Выехали мы в восемь утра в открытых корытах четвертого класса, а прибыли в Ростов в начале первого и оба были восхищены быстротою. Года через четыре от Таганрога до Москвы было трое с половиной суток езды. Курьерских и пассажирских поездов тогда на Юге не знали. Паровозы были тихоходные».
Привокзальная площадь начала активно обустраиваться. Вокруг появилось множество торговых лавок. Близлежащие кварталы усиленно застраивались домами, началось строительство церкви. К 1912 году вокзальная площадь составляла 32 тыс. кв. м: большая часть была занята корпусом бывших артиллерийских конюшен и местными биржами, парикмахерскими и бакалейными лавками.
Для бедных на привокзальной площади городские власти соорудили столовую, она располагалась в том месте, где сейчас трамвай с улицы Фрунзе сворачивает на Смирновский переулок. Люди их называли эшопами, коверкая английское «a shop» — магазин.
В 1908 году в газете «Приазовский край» так описывали это место: «Вокзальная площадь, это прежде всего притон разврата, пьянства, воровства и ужасающей антисанитарии. Так называемая обжорка, состоящая из длинного ряда столов, покрытых густым слоем грязи, по бокам скамьи».
В дни Октябрьской революции группа белых офицеров завладела зданием вокзала и держала под плотным пулеметным огнем всю привокзальную площадь. Выбить их оттуда никак не удавалось, и тогда машинист Картамышев и кочегар Донченко, прицепив к паровозу вагон с нефтью, направили состав в здание вокзала. Чудовищный грохот взрыва и сильнейший удар испугали юнкеров, заставив их в панике покинуть захваченное здание.
При Советской власти все злачные места с площади были ликвидированы. В 1935 году перед вокзалом поставили памятник В.И. Ленину, но немцы уничтожили его во время оккупации. Привычный же для всех таганрожцев «Паровоз» появился только в 1976 году, тогда же площадь получила свое современное название — «Площадь Восстания». Вокзал же в Таганроге сохранился до сих пор и сейчас используется как пригородный и называется «Старый вокзал» (ст. Таганрог-2).
Кстати, Площадь Восстания является Объектом культурного наследия регионального значения.
Е. Алексеева
Ранее мы сообщали, что в Таганроге спустя 88 лет после своего разрушения снова появилась часовня.В Таганроге, одном из старейших южных городов России, множество исторических памятников. В их число входит часовня на Старом Вокзале, не сохранившаяся, к сожалению, до наших дней.